Традиции и обряды 1. Майское дерево традиция, существовавшая во многих регионах, где отмечали 1 мая (у славян, особенно у тех, у кого все зеленело позднее, жду роль на себя взяла Троицкая березка). Зеленое дерево торжественно вносили в село или город, ставили на центральной площади и украшали. Украшали лентами, зеленью и цветами и дерево, и себя, и дома, и скот даже. Внесли - значит, весна закончилась, наступило лето. Дерево, которое позднее превратилось в столб с очищенным стволом и зеленой верхушкой , вполне себе символ древа жизни, мировая ось, вокруг которой сейчас должно закрутиться много живой летней энергии, на которой и будем ехать и делать урожая до самой поздней осени. Энергия и раскручивалась: вокруг этого столба танцевала и пела молодежь, а они всегда считались носителями самой буйной живой энергии 2. Начинается время, когда мужчины уходили на все лето в отхожие промыслы, а мальчики шли в ученики к мастерам, чтобы промыслу обучиться (все они потом вернутся к Покрову; кто был в осеннем клубе, вы наверняка помните этот момент). Соответсвенно, женщинам важно было собраться вместе и организовать пространство, которе поможет мужчинам безопасно уйти и потом вернуться. Это делалось в Вальпургиеву ночь, которую мы формально пропустили, но ее смыслы вполне еще актуальны и можно назначить себе день, когда вы ее проведете. |
Традиции и обряды В западном формате празднования Вознесения хорошо прослеживаются черты еще древнего пастушеского праздника у римлян - парилий. Например, в этот день жертвовали молоко и виноградное сусло, раздавая их батракам и соседям-беднякам. Зажигали очистительные огни, которые пастухи разводят из сена и соломы, чтобы прогнать через них скот и самим прыгать через огонь. (Мы с вами еще не раз будем встречать этот очистительный огонь вплоть до Купалы, потому что снимать лишнее-отжившее летом надо быстро, чтобы не мешало летним работам, и огонь для этого - самое то). И третий важный пункт празднования Вознесения - уборка. Раньше - уборка дома и хлева. Теперь - уборка дома, которая в целом важна перед Троицей. На Пасху было расхламление. А теперь время красивого порядка и ощущения свежести и ясности. Что еще делают? Ставят, например, воду на окне, чтобы, как и на Чистый Четверг, она зарядилась, и потом умывание такой водой предохраняло от болезней. Вообще сейчас начинается период обрядов с водой, открывается сезон купания, вода становится еще одним важным и быстрым способом очищения. Как вы помните, бегущая вода - граница миров, и потому она хорошо забирает всякую нежить, туда ее можно наиболее экологично сбросить)). Так, например, в Италии на Вознесение существовал очистительный обряд "прохождение через воду", в котором надо было семь раз пересечь воду реки или другого источника. Утренняя роса в этот день тоже считалась непростой, она могла наполнить силой, здоровьем и опять же очистить. В Нидерландах название этого дня так и переводилось - ступать по росе. Еще один важный мотив Вознесения - утверждение границ живого человеческого мира, напоминание членам общины, где тут наша граница, наше пространство, которое мы наполняем, бережем и от которого сами питаемся. В Англии есть очень интересная традиция "бить границы", когда было важно показать членам общины - мальчикам границу своего, общинного пространства. Для этого их водили по границе и на каждом важном пограничном знаке, чтобы хорошенько вбить эти знаки в память, мальчиков ударяли кнутом или палкой. (Тут вспоминаем, что и в Рождество, и на Масленицу розги и битье - важная часть приведения человека в разум и возвращения в "здесь и сейчас", а не просто акт бессмысленного насилия). А вот в Финляндии жилое пространство помечали голосом девушки: они собирались в центре деревни на перекрёстке, начинали петь, расходились оттуда на четыре стороны, какое-то время ходили с песнями по дорогам, а затем шли на "вознесенскую" гору, где, стоя в кругу, допевали песни до конца. |
Лестнички или лесенки Традиционно это ржаные хлебцы в форме лестницы с 7 ступенями или лепешки с вдавленными на тесте перекладинами. Готовятся максимально просто: горячая вода, мед, соль, масло и ржаная мука. Выпекается на 200 градусах минут 10. Съедали его в тот же день (оно быстро черствеет), стоя каждый на своем поле. Для нас такое печенье может стать способом заземлить нашу готовность активно взращивать свои "посевы", летние цели и планы. Переход от одного этапа к другому, особенно если чувствуете, что чуть застряли. Вместо поля может быть та же доска с визуализацией желаний и мечт этого года или ваш годовой план, который можно сначала перечитать, а затем положить на землю, символически подкинуть свою лесенку и съесть ее, якоря себе, что вот теперь пора по ней подниматься дальше. |
Крещение и похороны кукушки Кумление входило в состав более сложного обряда похорон кукушки, который нам с вами поможет всю эту историю и теорию перенести на уровень материи и игровой практики. В этом обряде принимали участие и девушки, и молодые женщины. Они тайно собирались вместе и делали из травы куклу-женскую фигуру, которая и была кукушкой. Траву часто использовали ту, которая в народе называлась кукушки слезы. Ее рвали ранним утром на Вознесение, вытягивали прямо с корнем, используя для создания куклы корень со стеблем, а верхушки выкидывали. Кукушку наряжали: надевали подобие сарафана, повязывали платок. Зачастую в ее внешнем облике прослеживались черты девушки-покойницы, убранной как невеста: на голове венок или фата, нет фартука, потому что в фартуке не хоронили (фартук защищал самые важные части женского тела, а покойнице это уже не актуально). В некоторых традициях куклу из травы заменяла березовая или рябиновая ветка, украшенная бусами и лентами. Почему именно кукушка? А это птица, которая в традиции наделена множеством смыслов и символов, она тесно связана с женской природой, судьбой, горем, с миром мертвых. Кукушками называли, например, женщин, тоскующих по преждевременно умершему мужу, или молодых женщин, оплакивающих смерть сына и тд. В общем, кукушка так или иначе символизировала женщину в мужском мире, женщину, потерявшую мужчину и тд. Большой объем болезненных смыслов, с которыми профилактически работали через этот обряд. Когда кукла была сделана, ее относили в лес, в поле или к реке, где ее символически крестили: делали над ней шалашик из веток или арку из растений, на которые девушки вешали свои нательные кресты. Затем участницы ритуала кумились между собой, после чего кукушку хоронили - закапывали в землю, топили в реке или относили на кладбище. Иногда это все делали в разные дни. И непременно скрытно, чтобы знал только посвященный женский коллектив. |
Варенье из одуванчиков Варенье из одуванчиков это не варенье в нашем привычном понимании. Это ритуал, позволяющий наполнить один день из твоей жизни магией, солнцем, летним теплом и умиротворением. Для варенья тебе понадобятся: - 1,5 дня, которые ты посвятишь только себе, природе и одуванчикам; - настрой на долгий ручной труд; - то, во что будешь собирать одуванчики. Лучше всего для этого подходит корзинка, так как в пакете цветы быстро спреют, а шоппер плохо отстирывается от сока; - экологически безопасное место сбора. Однако, обрати внимание, нам нужны цветки растения. Ни один живой организм не будет накапливать вредные вещества в генеративных органах – он не желает зла своему потомству. Поэтому те же правила, что и со сбором трав – не собирать возле предприятий, дорог и ЛЭП; - сами одуванчики. На 300 грамм цветов пропорции такие: - 1 кг сахара; - примерно 500 мл воды; - сок 1 лимона. Количество воды можно уменьшить до 300 мл, но это выглядит немного странно – гора одуванчиков и немного воды на дне кастрюли. Поэтому лей столько, сколько тебе подскажет чутьё. Я варю скорее жидкий сироп, чем варенье. А теперь процесс: 1. Одуванчики собирать лучше всего утром, в сухую ясную погоду, тогда цветы будут раскрыты. Срываем только цветы, стебли не нужны, берём покрупнее, так удобнее их потом разделять. Дышим солнцем и одуванчиками. 2. Приходим домой и усаживаемся поудобней. Можно налить себе чая, лучше в термос, потому что процесс предстоит долгий. Возьми две миски, одну для жёлтой части, другую для зелёной и отделяй одно от другого. Нам соответственно нужны именно жёлтые цветки. Приготовься морально и физически придавливать букашек, которых неизбежно принесёшь с собой, возьми для этого салфетку, например. 3. Далее смешиваем в кастрюле сахар и воду, делаем сироп. Когда сахар полностью растворится, кидаем туда гору жёлтых одуванчиков. Сами цветы мы не моем, именно поэтому собирай их там, где они не пыльные и не грязные. Нам нужна пыльца. 4. Мешаем одуванчики и доводим их до кипения. Варим на медленном огне минут 15-20. Закрываем крышкой и убираем на ночь настаиваться. Можно выдохнуть и вернуться в реальный мир на остаток дня. 5. Утром процеживаем одуванчики через марлю или дуршлаг, можешь хорошенько их отжать. 6. Сироп снова доводим до кипения и снова варим ещё минут 15-20. Добавляем сок лимона и варим ещё минут 10 или до желаемой густоты. 7. Разливаем варенье по чистым, в идеале стерилизованным, банкам и оставляем их остывать при комнатной температуре. Когда остынут, закручиваем крышкой и убираем в холодильник. Сироп получается похожим на нежный цветочный мёд. Он слегка кислый, благодаря лимону, и совсем не горький. Очень вкусно поливать им пломбир и есть с горячим капучино. Или просто вприкуску с чаем, моё любимое сочетание – чай с мелиссой, душицей и монардой в соотношении 2:1:1. Вкусного тебе лета и солнца в банке! |
Пирожки с мятой Легенда гласит, что это национальное польское блюдо, которое влюбленные девушки подавали понравившимся парням в надежде на долгую и счастливую любовь. Фитотерапия может оспорить логичность подобного действия, но я предлагаю наделить это блюдо такими смыслами, которые нужны и дороги именно тебе. Или вообще не наделять, потому что оно уже само по себе прекрасно и совершенно. Итак, для нежнейших пирожков с мятой и творогом нам понадобятся: - Творог – 400 г - Сахар – 4 ст. л. - Яйцо куриное – 1 шт. - Мята (листиков) – 15 шт. - Мука пшеничная – 250 г - Масло сливочное – 60 г - Сметана – 4 ст. л. - Разрыхлитель теста – 1 ч. л. - Соль – 1 щепот. Сначала я предлагаю сделать тесто. Смешай муку, масло комнатной температуры (я прямо растопила его в горячей воде в чашке) и соль. Получившуюся смесь разотри руками в крошку. Я сначала думала, что может как-то без рук замешать, но поверь, руками достигается именно правильная и нужная нам консистенция (а тесто должно получится очень приятным на ощупь). Добавь сметану и разрыхлитель и замеси уже полноценное мягкое тесто. Затем накрой его и убери в холодильник минут на 20. Самое время приступить к начинке. Для приготовления начинки перетри творог с сахаром и яйцом. Творог я брала фермерский 9%. К получившейся смеси добавь мелко порубленную мяту и перемешай. За это время тесто как раз должно было поспеть в холодильнике. Присыпь рабочую поверхность мукой, положи в центр колобок, а затем раскатай его в тонкий пласт. Толщину можешь выбрать на своё усмотрение, я пробовала и потоньше, и потолще. Более толстые и маленькие пирожки мне понравились чуть больше, но побольше и потоньше получились нежнее. Затем вырежи кружочки из пласта и в центр каждого выложи по 1 столовой ложке творожной начинки. Я их лепила на манер вареников, но думаю, это дело привычки и предпочтений. Подготовленные пирожки выложи на противень и запекай в духовке при 190°С 15-20 минут. Особенно вкусно их есть, запивая чаем с мятой и луговой ягодой. |
Традиции дня Этот день вмещает в себя главные элементы весенней обрядности - обычаи, связанные с новой зеленью, взаимодействием с главной стихией, с которой надо договориться - с водой, ритуальный выгон скота и внимание к отношениям молодежи. Да, в Вознесение были похожие смыслы, потому что в народной культуре важные потребности обслуживаются методично, наращивая мощность намерения, которое раз за разом якорится об очень конкретные земные действия. Что делали в европейских странах на Пятидесятницу? Церкви украшали розами и сверху разбрасывали на прихожан лепестки роз (один из признаков наступления Розалий, которые в том числе и Русалии). Украшали зеленью и березовыми ветками дома, устраивали общие шествия, во время которых обливали друг друга водой (тут опять мы сталкиваемся с восприятиям человека как главной оси мира вокруг него, потому что полить друг друга водой - это все равно что полить урожай). Воду в этот день освящали, окропляли ей урожай, снова умывались росой и собирали дождевую воду, чтобы замесить на ней тесто. В общем, если не успели что-то из этого сделать на Вознесение, то сейчас можно наверстать. А еще на Пятидесятницу есть интересная традиция - так называемая "охота на дикого человека", такого вегетативного демона, который в разных культурах изображался по-разному, но суть была похожа - молодого парня обряжали в ветки, чтобы он выглядел дико, прятали в лесу, а затем дружно и весело искали и ловили, еще могли шуточно покрестить его, отловленного, в корыте. Такой вот игровой заход в работу со страхом, приручение природного, дикого через работу с образом, через снятие напряжения смехом. Потому что это сейчас основной фокус внимания - приручить природные силы, чтобы они не сыграли против человека. |
Пирог с ревенем и клубникой Ловите рецепт пирога, который может стать тем самым летним: что нам понадобится: - 300 гр. свежего ревеня - 300 гр. клубники - 150 мл. кефира - 250 гр. муки - одно яйцо - 60 мл. растительного масла - 80 гр. сливочного масла - 80 гр. коричневого сахара (+ по вкусу для начинки посыпать ревень и клубнику) - 1 ч.л. разрахлителя - по 1/4 ч.л. соли и соды 1. Сделать тесто: соединиться кефир, сахар и яйцо. В муку вмешать соль, разрыхлитель и соду. Быстро смешать сухое с жидким (будет комковатым, не переживайте, так и задумано). ЗАтем влить растительное масло и перемешать все еще раз. 2. Чтобы ревень стал мягким, его можно порезать на кусочки и слегка потушить на масле или воде (тушим не до состояния варенья, а чтобы он стал примерно одной мягкости с клубникой) 3. затем выложить клубнику и ревень на дно смазанной маслом формы, положить между ними порезанное кубиками сливочное масло, можно присыпать сахаром и щепоткой ванили 4. Выложить тесто равномерно сверху на начинку 5. Выпекать 40-50 минут при 180 гр. |
Еще немного про Семик Семик - завершение цикла, начавшегося на Масленицу. Тогда весенний переход запускался, а теперь завершается. Вообще Семик - более древняя основа празднования перехода в лето, чем Троица, на которую однако с приходом христианства постепенно перешел фокус внимания. И Семик стал началом тех процессов, которые завершали на Троицу, то есть празднование перехода в лето растянулось на период из нескольких дней. И если сейчас именно такой период, в котором вы лично чувствуете переход к лету, переход от цветения к буйству зелени, то задача - присмотреться к традициям Семика и Троицы и поиграть в них в ближайшее время, чтобы этот переход себе заякорить. Что еще делали в Семик? Девушки ходили завивать (заламывать) березку. \Мы уже говорили про этот обряд в контексте Вознесения и похорон кукушки, но давайте я повторю: собирались большой девичьей группой и шли в березовую рощу на границе ржаного поля. Ветки березы завивали по-разному: плели венок, косичку, перевязывая ее лентами, приплетали ветки березы к траве. Каждая девушка заплетала березку на себя, а иногда и на всех родных. Береза, как дерево растущее очень активно, первое выпускающее зеленые листочки весной, одно из первых вырастающее на пустырях и границах поля, обладает большой силой, и заплести ее или пригнуть к земле - эту силу как бы сконцентрировать в пучок и направить. Направляли и в землю, чтобы увеличить урожай, и в свою жизнь (так девушки настраивались на замужество). Если березку завивали на Семик, то развивать ходили на Троицу, в воскресенье. В принципе хождение молодежи и особенно молодых девушек в поле - важная часть Семицкой обрядности. Земля сама по себе считалось женской природы, а потому обмен силой с молодыми девушками, у которой эта сила на пике, должен был и земле помочь с урожаем, и девушкам удачно выйти замуж и потом родить. Молодежь на поле устраивала хороводы и круговые игры с мотивами сеяния, роста и созревания. Еще на Семик организовывали шумные ярмарки: поскольку граница миров истончилась, время давать внимание неупокоенным, значит, надо раскрутить большую воронку энергии, избыток, чтобы все нечистые напитались и успокоились. На этих ярмарках пили и плясали, устраивали балаганные представления. А еще женщины устраивали ритуальные бесчинства, выпуская пар и силу в пространство. Об этом давайте ниже. |
Береза В Троицких обрядах могли использоваться рябина или черемуха, но все-таки береза была основным праздничным деревцем. Она одна из первых зеленеет весной, и потому считалось, что береза обладает особой силой роста, средоточие которой находится в ветках и верхушках. Срывая или завивая верхушки веток, можно было аккумулировать и направлять эту силу на самое главное - летний урожай, силу жизни и обережье. В качестве главного праздничного дерева выбиралась молодая сочная березка, вокруг которой можно водить хороводы. Более архаичный формат празднования - праздновать вокруг березки в лесу или на границе поля, более поздняя форма - срубать березу и приносить ее в центр деревни. Что делали с деревом? В первую очередь завивали на нем венки прямо из веток, иногда делали из двух берез арку, а если дерево стояло на границе с полем, то ветви березы переплетали с травами, собирая и направляя силу березы в землю, из которой родится урожай. Эти венки и косы украшали цветами, лентами, лоскутками, козулями (венками, испеченными из теста), а затем водили вокруг них хороводы. Завивать березы начинали еще с Вознесения, но это можно сделать и сегодня утром. В сам день Троицы после утренней службы девушки отправлялись к берёзке вить венки уже для себя, играть, и водить хороводы, чтобы затем отправиться в березовых венках (с аккумулированной на голове силой) гадать на этих венках к реке. Как гадали? Становились к реке спиной и, наклонившись, скидывали венок в воду. Или же клали венки в воду руками и умывались водой, взятой из его середины, а затем бросали венок на середину реки. По тому, как "поведет" себя венок, судили, как и когда выйдут замуж. (переходные периоды, когда источена граница миров, всегда используются народной культурой как подходящие условия для гаданий) |
Нежить Русалка - одна из форм нежити, того, что имеет внешние признаки живого, но по сути своей жизнью не наполнено. Считается, что ими становятся молодые девушки и женщины, которые утопились, повесились или умерли во время родов. То есть русалками становятся носительницы самого большого потенциала силы, те, чью плодородную силу ценили и старались направить в рост урожая, в обеспечение жизни. И когда они прерывали ток этой силы, не изживали свой век, а уходили на пике - они превращались в русалок. То есть вы можете предавать себе уровень их опасности, сколько в них неизрасходованной силы, которая теперь бродит, требует выхода, обрушивается в искаженном виде на живых людей. В принципе большинство вредоносных духов в народном сознании так или иначе связаны с миром мертвых и происходят от людей, умерших не своей смертью и не изживших свой век. Тех, кто физически ушел, но не разорвал связи с живыми, оставил на земле не до конца прожитые истории, эмоциональные привязки, обиды и тд. И главная их вредоносность в том, что они "докапываются" до оставшихся на земле родных, приходят мстить, что-то требуют, пугают и всячески пытаются добрать то, что не дополучили при жизни. И в традиции к такими хождениям неупокоенных неизменно крайне негативное отношение, даже если при жизни они этого человека любили, его посещения в статусе умершего, но неупокоенного, ничем хорошим не заканчивались. Представьте это состояние. Большой объем силы, которая не была реализована, упущенная жизнь, слитая на режим ожидания, на какую-нибудь несчастную любовь, страдания и тд., а потом резко оборвавшаяся. Так и получается русалка. С которой мы знакомы по своим внутренним состояниям: когда внутри бродит неуправляемая сила, которая отравляет, когда, не справляясь с этой силой, мы отдаем ответственность за нее миру, тянем из других эмоциональную реакцию, себе устраиваешь эмоциональные качели, чтобы раскачать состояние жизни, которым не получается управлять и тд. Народная культура очень наглядно проиллюстрировала состояние, противоположное жизни, закрепила образ нежити, в который человек начинает проваливаться еще при жизни. Народная демонология - своеобразная энциклопедия "туда не ходи", "вот с этим мы работает вот так" и тд. |
Сказка про русалку Мы с вами в зимнем клубе писали симоронскую самоисполняющуюся сказку, помните? Принцип был такой: мы в сказочной форме проигрываем свои страхи и их решение/победу над ними, тем самым программируя свое подсознание на тот сценарий, в котором все страхи уже побеждены, а значит больше не имеют силы. Наш мозг будет сопротивляться новым сценариям, пока мы не покажем ему, что тут тоже безопасно, что результат будет классный, ведь мы уже все проиграли и продумали на бумаге. И я предлагаю вам сегодня написать подобное про внутреннюю русалку, познакомиться с ней, с ее историей, с ее печалью, претензиями, обидами. Поставьте в центр сюжета внутреннюю русалку, опишите ее, расскажите, с чем она пришла, зачем проявилась. И договоритесь с собой, что в конце она сможет успокоиться и уйти совсем, перестанет маяться на земле, пытаясь дополучить то, что не дополучила. Что ей для этого нужно? Какую ее просьбу важно выполнить, чтобы ей больше не нужно было тянуть живую силу, привлекать к себе внимание и тд? Позвольте себе через игру и сказочную форму поговорить с той своей частью, которая не дает жить в полную силу. Попробуйте не относитесь к этому слишком серьезно, не анализировать, насколько логично и разумно то, что вы делаете, не ждет от себя какую-то конкретную сказку, а от самой сказки вау-эффекта. Попробуйте сделать это в качестве эксперимента, отпустив ожидания и инструкции по отношению к себе и своим ощущениям, которые будут подсказывать, что написать. Доверьтесь тому, что будет приходить в потоке. |
Общая канва проводов русалки В разных регионах наполнение обряда несколько отличается, однако общая картина остается такой: 1. Русалку выпроваживают или хоронят либо в конце Русальей недели (в воскресенье), либо на следующий день в понедельник 2. Обряд проводили вечером или даже после захода солнца. А днем перед этим могли собраться плести венки, которые потом наденут на "русалку" 3. Участовали в обряде в основном девушки, реже старшие женщины, иногда могли принять участие и парни, если в проводах данного региона преобладали игровые мотивы 4. Это всегда было коллективное действие, состоящие из шествия за пределы села группой ряженых с русалкой или ее куклой во главе. |